Общественный Совет города Москвы

Дополнения к государственной программе «Безопасный город», рекомендованные Общественным советом города Москвы

 

Проект государственной подпрограммы «Обеспечение электромагнитной безопасности предприятий, организаций и жителей города Москвы на основе внедрения прогрессивных технологий»

Рабочая группа по электромагнитной безопасности москвичей (Комиссия по вопросам развития научного и интеллектуального потенциала столицы)

  1. Махутов Николай Андреевич (руководитель) - член Общественного совета города Москвы
  2. Балановский Владимир Леонидович – генеральный директор ЗАО НИИ Электромагнитной совместимости
  3. Герасимчук О.А. – заместитель генерального директора ФГУП ВНИИА ГК «Росатом» (по согласованию)
  4. Дацко Сергей Николаевич – член Общественного совета города Москвы
  5. Калмыков Владимир Максимович – заместитель гендиректора ЗАО НИИ Электромагнитной совместимости
  6. Колосов Валерий Александрович – заместитель директора ОАО «НИИВК им М.А. Гарцева» (по согласованию)

http://www.osgm.ru/?id=44

Рабочая группа по повышению уровня доверия населения к правоохранительным органам и судебной власти города Москвы (Комиссия по защите прав граждан и их объединений, взаимодействию с правоохранительными и судебными органами)

  1. Цветков Антон Владимирович (руководитель) — член Общественного совета города Москвы
  2. Анненкова Елена Владимировна — член наблюдательного совета общероссийского фонда «ОФИЦЕРЫ РОССИИ», полковник милиции в отставке
  3. Багрянцева Ольга Ильинична — управляющая делами фонда «ОФИЦЕРЫ РОССИИ»
  4. Грибакин Валерий Викторович — начальник Управления общественных связей Административного Департамента МВД России, генерал-майор милиции
  5. Бирюков Виктор Александрович — начальник Управления информации и общественных связей ГУВД по г. Москве, полковник милиции
  6. Химаныч Владимир — член общественного совета ГУВД по г. Москве
  7. Дацко Сергей Николаевич — член общественного совета г. Москвы
  8. Романова Лариса Васильевна — руководитель фонда «Содействия развитию спорта и медицины им. Героя России генерал-полковника А.А. Романова»
  9. Струков Дмитрий Анатольевич — зам. нач. отдела ГУ МВД России по ЦФО
  10. Плотников Юрий Борисович — директор Дворца игровых видов спорта «Содружество» ГУ ЦФК и С ЮЗАО г. Москвы, заслуженный тренер России
  11. Александр Добродеев — заведующий сектора отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными учреждениями РПЦ Московского Патриархата

 

 

Председатель Комиссии по вопросам развития научного и интеллектуального потенциала столицы Общественного совета города Москвы С.Н. Дацко

 

 

Дацко Сергей Николаевич

Зав. кафедрой предпринимательства Московского института электронной техники (ТУ), член Национальной ассамблеи специалистов по труду и социальной политике (НАСТиС), член Совета по развитию малого и среднего предпринимательства при Председателе Совета Федерации ФС РФ, член Наблюдательного совета МТПП (Зеленоградский филиал), кандидат технических наук, доктор экономических наук, профессор, академик Академии проблем качества.

Базовая кафедра “Практическое предпринимательство в городской сфере” создана приказом ректора № 206 от 20.09.99 года согласно договору между МИЭТ и Международным домом торговли “Зеленоград”.

Кафедра “ПГС” является структурным учебно-научным подразделением Факультета ИнЭУП МИЭТ и одновременно входит в структуру Международного дома торговли “Зеленоград”.

Заведующий кафедрой - Генеральный директор Международного торгового дома “Зеленоград”, д.э.н. Дацко Сергей Николаевич.

Заведующий кафедрой: д.э.н., профессор Сергей Николаевич Дацко
Телефон: (499) 736-16-79
E-mail:
mtd-zelenograd@mtu-net.ru

Пояснительная  записка  к  предложениям по проекту государственной программы города Москвы «Безопасный город» на 2012-2016  гг.

 

         Государственная программа города Москвы “Безопасный город” объединяет 4 подпрограммы. Предметом нашего рассмотрения явилась подпрограмма 2 – “Предупреждений чрезвычайных ситуаций, развития гражданской обороны, защита населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и технологического характера, обеспечение пожарной безопасности людей на водных объектах ”.

В данной подпрограмме основное внимание уделяется вопросам минимизации ущерба, вызванного уже произошедшими  событиями – пожаром, взрывом и т. п., а вопросы профилактики охватывают известные многолетние проблемы наличия и работоспособности средств пожаротушения, ремонта пожарных депо и строительства новых. Безусловно, указанные аспекты подпрограммы актуальны и требуют своего решения.

Однако, спектр угроз безопасности в современном мегаполисе гораздо более широкий, чем представлено в программе “Безопасный город”, и, без учета которых, программа не вполне соответствует своему названию. Так, например, не рассмотрены проблемы, связанные с электромагнитной и химической безопасностью Москвы и москвичей, а между тем катастрофические последствия аварий в этом сегменте могут исчисляться тысячами жизней и миллиардами рублей.

Москва, как крупный мегаполис, интенсивно и бесконтрольно  насыщается различными радиоэлектронными устройствами, средствами радиосвязи и радиолокации. Хаотически формируются сильнодействующие электромагнитные поля различной направленности, приводящие к негативным последствиям для здоровья человека. На москвичей воздействуют излучения, которые выше нормы: в метро - в 2000 раз, а трамваях и троллейбусах – в 1200 раз, в электричках – в 750 раз. Возможно, поэтому машинисты часто страдают гипертонией, ишемической болезнью сердца и другими нарушениями.

Электромагнитные излучения оказывают сильное дестабилизирующее влияние на уровень энергобезопасности города. Генераторы электро-магнитных импульсов соответствующей частоты и мощности являются нелетальным оружием. Они приняты на вооружение и прошли успешную проверку в Ираке, Персидском заливе, в Югославии и т. д. Также генераторы позволяют целенаправленно, дистанционно выводить из строя электронную аппаратуру, вызывать короткие замыкания, пожары, взрывы. Электро-магнитный терроризм реализуется, в т.ч., и с помощью таких же генераторов, но имеющих размеры обычной папки, которые бесконтрольно производятся в Российской Федерации. Электромагнитное излучение действует скрытно на технические системы и людей, что усугубляет ситуацию.

Проблема защиты от деструктивного электромагнитного воздействия является актуальной для Москвы. На решение подобных проблем США в 2010 году израсходовали 16 млрд. дол., аналогичное положение и в странах Европы, в Японии, Южной Корее.

Особое внимание следует уделять аэропортам Москвы. Самолеты особенно  уязвимы при  взлете и посадке, что уже показали  “лазерные  указки ”, поэтому необходим мониторинг электромагнитной обстановки в районе инфраструктуры аэропортов и внедрение систем электромагнитной безопасности.

В сфере химической безопасности Москвы обстановка в столице также вызывает глубокую озабоченность. В 2000 году Постановлением Правительства Москвы № 619 была, утверждена городская программа            “Химическая безопасность Москвы”, однако в 2003 году финансирование программы было прекращено по необъяснимым причинам, после чего состояние химической безопасности неуклонно ухудшалось и сейчас представляется исключительно опасным для москвичей.

В основе такого вывода лежат следующие факты:

·      на большинстве стационарных  химически опасных объектах  (ХОО, более 40) технологические системы полностью выслужили основные ресурсы эксплуатации;

·         практически все санитарно – защитные зоны ХОО оказались застроенными жилыми, общественными зданиями и сооружениями, персонал и посетители которых в случае аварии на ХОО, как правило, не защищены. Паспорт безопасности города, в целом, до настоящего времени не создан;

·           особо серьезную опасность представляют перевозки по городу хлора в ж.д. цистернах емкостью 56 тонн и аммиака в автомобильных цистернах емкостью 6 тонн, производящиеся без необходимого прикрытия, сопровождения, обеспечения средствами оповещения о ЧС и локализации аварии. В этих условиях количество пострадавших при ЧС может измеряться от десятков до десятков тысяч человек;

·         обеспечение средствами индивидуальной защиты населения и персонала предприятий, находящихся внутри санитарно – защитных зон и зон поражения при возможных авариях транспортных ХОО практически отсутствует.

В целом ситуация, связанная с ХБМ не имеет аналогов в мировой практике и остро нуждается в специальных мерах по защите населения и персонала предприятий, ранее предусматривавшихся городской программой ХБМ, а в настоящее время практически полностью отсутствующих.

Комиссия по вопросам развития научного и интеллектуального потенциала столицы Общественного совета города Москвы за период 2009-2011годов провела несколько круглых столов по вышеизложенным проблемам в Президиуме РАН и в формате мероприятий IV и V Московских гражданских форумов. Были приглашены и высказались ведущие ученые и специалисты по данным направлениям, а также представители ФСБ, МЧС, ОАО Ростехнологии, МАК (Международный авиационный комитет), Департаментов науки и промышленной политики города Москвы, здравоохранения города Москвы, ФГУП Ростехрегулирования и др.

По вопросам и химической, и электромагнитной безопасности Москвы и москвичей была отмечена особая важность этих проблем и приняты резолюции в адрес Правительства Москвы и Московских гражданских форумов.

Более того, были подготовлены проект целевой научно-технической программы по электромагнитной безопасности Москвы и москвичей на основе внедрения инновационных технологий, а также комплекс конкретных научно-практических и организационных мероприятий по обеспечению химической безопасности Москвы.

С учетом вышеизложенного, Комиссия по вопросам развития научного и интеллектуального потенциала столицы Общественного совета города Москвы считает необходимым и целесообразным рассмотреть дополнения к государственной программе «Безопасный город», представленные в Приложении (37стр.) и включить их в обозначенную городскую программу.

 

Председатель Комиссии

по вопросам развития научного                                                       С.Н. Дацко

и интеллектуального потенциала столицы

 

Дополнения к государственной программе «Безопасный город», рекомендованные Общественным советом города Москвы

 

Проект государственной подпрограммы «Обеспечение электромагнитной безопасности предприятий, организаций и жителей города Москвы на основе внедрения прогрессивных технологий»

 

Паспорт

Ответственный исполнитель  подпрограммы:

Департамент региональной безопасности города Москвы                                                                                                                                      

Соисполнители

подпрограммы:

Департамент строительства города Москвы;

Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры  города Москвы; Департамент здравоохранения города Москвы;

Департамент образования города Москвы;

Департамент капитального ремонта города Москвы;

Департамент топливно-энергетического хозяйства города Москвы;

Главное управление МЧС России по г. Москве.

Цели подпрограммы:

Обеспечение электромагнитной безопасности предприятий, организаций и жителей города Москвы на  основе внедрения прогрессивных технологий

Задачи подпрограммы:

Создание  системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в городе Москве, вызванных электромагнитным излучением природного, техногенного и террористического характера;

Создание комплексной системы   прогнозирования   нарушений функционирования технических систем и оборудования в городе Москве в результате деструктивных электромагнитных излучений;  

Обеспечение устойчивого эффективного инновационного          развития предприятий Москвы с учетом электрической, электромагнитной, информационной безопасности и совместимости;

Внедрение на промышленных предприятиях оборудования для противодействия электромагнитному терроризму;

Внедрение мер защиты населения от электромагнитного излучения;

Выработка и реализация предложений по технологической модернизации производств с учетом электромагнитной совместимости и электромагнитной безопасности;

Внедрение новых технологий пассивной и активной электромагнитной безопасности для защиты жилых, административно и культурно-бытовых зданий, инженерных объектов;

Внедрение новых технологий электромагнитной совместимости и электромагнитной безопасности для защиты реанимационного и критически важного оборудования, пациентов и персонала лечебных заведений;

Разработка и внедрение новых технологий электромагнитной безопасности и оборудования для защиты объектов транспорта и его инфраструктуры от воздействия деструктивного электромагнитного излучения;

Внедрение мер по повышению электромагнитной безопасности учебных заведений с целью сохранения здоровья учащихся и сотрудников;

Внедрение новых средств защиты электросетей от перенапряжений с учетом электромагнитной безопасности и снижение опасности аварий и пожаров;

Подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров для работы в области электрической, электромагнитной, информационной безопасности и совместимости на предприятиях и организациях г. Москвы;

Создание новых рабочих мест на промышленных предприятиях.

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:

1.    Разработка и внедрение системы и технических средств мобильного мониторинга электромагнитной обстановки с передачей данных в ситуационный центр- 2014 г.;

2. Внедрение  электронных паспортов объектов-2014 г.;

3. Разработка и внедрение технологий электромагнитной безопасности и мер защиты объектов на основе новых материалов и оборудования2014 г.;

4.    Оснащение объектов образования, здравоохранения, транспорта и связи, жилого фонда, административно и культурно-бытовых, объектов жизнеобеспечения, инженерных объектов, предприятий и организаций г. Москвы системами мониторинга электромагнитной обстановки - к 2015 г.;

5.    Оснащение предприятий и организаций г. Москвы системами пассивной электромагнитной безопасности - к 2016 г.;

6.    Оснащение критических объектов г. Москвы (в первую очередь аэропортов и т.п.) системами пассивной и активной электромагнитной безопасности - к 2016 г.;

Этапы и сроки реализации подпрограммы:

Подпрограмма рассчитана на пять лет с 2012 по 2016 годы, ее выполнение предусмотрено без разделения на этапы и включает постоянную реализацию планируемых мероприятий.

Объемы бюджетных ассигнований подпрограммы:

 

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 880 688,56 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы из бюджета города Москвы в 2012 - 2016 годах составляет  880 688,50 тыс. рублей, в том числе:

2012 –159 880,52 тыс. рублей;

2013 –247 679,53 тыс. рублей;

2014 –173127,57 тыс. рублей;

2015 –151 400,43 тыс. рублей;

2016 –148 600,51 тыс. рублей.

Ожидаемые результаты реализации подпрограммы:

Реализация подпрограммы позволит:

- обеспечить уменьшение количества пожаров, аварий энергосистем, повышение уровня защищенности населения, снижение уровня аварийности на объектах инфраструктуры города Москвы;      

- обеспечить снижение вероятности катастроф на критических объектах;                                                                                                                                                    - обеспечить повышение экологической безопасности производств;

- обеспечить повышение степени защиты от электромагнитного терроризма;

- обеспечить создание  новых рабочих мест на предприятиях и в организациях города;

- обеспечить заполнение рынка средств электромагнитной безопасности отечественным оборудованием;

- обеспечить дополнительные налоговые поступления в городской бюджет;

- обеспечить окупаемость при полном финансовом обеспечении Программы – 5 лет;

- обеспечить подготовку новых кадров для предприятий города Москвы

 

1. Характеристика текущего состояния в сфере предупреждения чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате воздействия электромагнитных излучений и прогноз ее  развития.

Стратегия устойчивого развития Москвы в большой степени зависит от ее безопасности, защищенности от различных угроз жизни и здоровья населения города, среды его обитания, материальных и духовных ценностей, имущества. Обеспечение безопасной жизни позволяет городу стабильно развиваться в условиях рисков возможных бедствий, конфликтов, неблагоприятных влияний. Безопасность достигается системой мер направленных на предотвращение этих угроз, как явных, так и скрытых. На уровень безопасности жизни в городе влияют внешние и внутренние угрозы и риски. В первую очередь это увеличение масштабов терроризма, экологические риски, обусловленные внешними факторами, связанными с нарушениями в процессе хозяйственной деятельности. Внутренние угрозы безопасности населения города определяются техногенными, технологическими и  экологическими факторами и рисками.

           Москва бесконтрольно насыщается радиоэлектронными устройствами, средствами радиосвязи и радиолокации.  За последние 50 лет ее электромагнитное загрязнение возросло в 50 тысяч раз и достигло критической черты. Формируются сильнодействующие электромагнитные поля, вызывающие катастрофические последствия для жителей города: нарушение электрохимических процессов в головном мозге, нервной, иммунной, эндокринной и половой системах. В Москве на человека воздействуют излучения, которые выше нормы: в электричках - в 750 раз, в троллейбусах и трамваях - в 1250 раз, в метро в 1750-2250 раз. Поэтому машинисты страдают гипертонией, ишемической болезнью сердца и другими нарушениями гораздо чаще, чем представители других профессий.   

Электромагнитные излучения оказывают сильное дестабилизирующее влияние на уровень энергобезопасности города. Все его объекты содержат радиоэлектронные средства, которые  даже при слабом электромагнитном излучении получают мощную перегрузку и могут расплавиться, поэтому существует проблема их защищенности от электромагнитных воздействий  природного, техногенного и деструктивного террористического  характера. Электромагнитные излучения  скрытно нарушают работу систем управления и автоматики городских объектов, могут вызывать пожары и аварии с выбросом радиоактивных веществ, опасных химических или биологических веществ в научных организациях, ведущих разработки в области ядерной физики, вирусологии и биотехнологий, аммиака на пищекомбинатах.

Генераторы электромагнитных импульсов являются нелетальным оружием и позволяют целенаправленно, дистанционно выводить из строя электронную аппаратуру, вызывать короткие замыкания, пожары, взрывы. Эти устройства приняты на вооружение и прошли успешную проверку в Ираке, Персидском заливе, в Югославии и т.д. Электромагнитный терроризм реализуется помощью таких же генераторов, имеющих размеры обычной папки. Они бесконтрольно производятся в РФ и могут  использоваться террористами или криминалитетом. Электромагнитное излучение напрямую не приводит к человеческим жертвам, что усугубляет ситуацию: усилия террористов, скрывающих факт атаки,  направлены на демонстрацию связи между тяжелыми последствиями и нераспорядительностью властей.

В то же время затраты на разработку мер безопасности незначительны по сравнению с возможным огромным ущербом от террористического акта. По мнению Международной электротехнической комиссии, в связи с появлением электромагнитного терроризма первоочередной задачей становится мониторинг электромагнитной обстановки и разработка комплекса мер противодействия мощным импульсным воздействиям. Проблема защиты от деструктивного электромагнитного  воздействия, является очень актуальной для г. Москвы, поэтому не стоит ждать, когда “гром грянет”. Необходимо свести к минимуму  уязвимые места, разработать устройства предупреждения об атаке, планы и средства для быстрейшего восстановления.  На решение подобных проблем США в 2010 году израсходовали 16 млрд. дол., аналогичное положение и в странах Европы, в Японии, Южной Корее.

В рамках Подпрограммы должны выполняться разработки, относящиеся к критическим технологиям, которые характеризуют уровень устойчивого развития. Такими проектами должны быть: мобильный комплекс для получения в режиме реального времени трехмерных данных об электромагнитной обстановке, получение с помощью  нанотехнологий экранирующих материалов со свойствами, значительно превосходящими зарубежные. При реализации Подпрограммы можно получить около 100 патентов и создать технологии получения принципиально новой радиоэлектронной продукции, что характеризует высокий инновационный уровень разработок.

Все это доказывает высокую актуальность и социально-экономическую значимость проблем электромагнитной безопасности, решаемых при реализации  Подпрограммы и показывает необходимость безотлагательного внедрения разработок ранее выполненных в этой области.

    Задача обеспечения охраны здоровья населения города Москвы является основным показателем качества жизни его жителей и в рамках настоящей Программы должна реализоваться проектами, предусматривающими проведение мониторинга для определения уровня электромагнитного загрязнения, определения норм сверхширокополосного электромагнитного излучения, разработки организационных мер, технических средств и материалов защиты от электромагнитного излучения. Воздействие электромагнитных излучений на людей пока имеет природную или техногенную природу. Важно оценить воздействие этого излучения на население города Москвы и защитить от него, но и еще более важно в первую очередь защитить людей, которые являются элементами сложных «человеко-машинных» систем. Согласно последним исследованиям человеческий организм наиболее чувствителен к электромагнитному полю, находящемуся на частотах 40 - 70 ГГц, так как длины волн на этих частотах соизмеримы с размерами клеток и достаточно незначительного уровня электромагнитного поля, чтоб нанести существенный урон здоровью человека. Отличительной  особенностью современных компьютеров является увеличение рабочих частот центрального процессора и периферийных устройств, а также повышение потребляемой мощности до 400 - 500Вт. В результате этого уровень излучения системного блока на частотах 40 - 70 ГГц за последние 2 - 3 года увеличился в тысячи раз и стал намного более серьезной проблемой, чем излучение монитора. В результате человек чувствует себя уставшим, становится крайне раздражительным, ему хочется прилечь. Такое явление в современном обществе получило название синдром хронической усталости и согласно сведениям официальной медицины не поддается лечению. Электромагнитное излучений наибольшее влияние оказывает на иммунную, нервную, эндокринную и половую систему. Иммунная система уменьшает выброс в кровь специальных ферментов, выполняющих защитную функцию, происходит ослабление системы клеточного иммунитета. Эндокринная система начинает выбрасывать в кровь большее количество адреналина, как следствие, возрастает нагрузка на сердечно-сосудистую систему организма. Происходит сгущение крови, в результате чего клетки недополучают кислород.   Отсюда размытые понятия «хронической усталости»: снижение работоспособности и иммунитета, сонливость, нервозность, головные боли. Американские ученые считают, что изменения у человека в семенных протоках возникают уже при уровнях 10 мВт/см2, а при интенсивности свыше 100 мВт/см2 поражается катарактой хрусталик глаза вследствии тепловых изменений белков. При длительных и серьезных воздействиях электромагнитных полей наблюдаются нарушение обменных процессов, снижение потенции, ослабление памяти, навязчивые страхи, гипертония, проблемы с сердцем и зрением, гастриты и язвенная болезнь. Признаками расстройства являются раздражительность, быстрая утомляемость, ослабление памяти, нарушение сна, общая напряженность, люди становятся суетливыми.

«Человеко-машинная» система – это система, в которой человек-оператор или группа операторов взаимодействует с техническим устройством в процессе производства, управления, обработки информации и т.д. От человека зависит его взаимодействие с машиной, надежность и безопасность результатов их совместной деятельности, готовность к экстренным действиям. При этом он должен в течение короткого промежутка времени переработать большое количество информации, принять и осуществить правильное решение. В таком режиме работают диспетчеры аэропортов, вокзалов и сортировочных станций на железнодорожном транспорте, операторы атомных реакторов, операторы на химических производствах, пилоты самолетов машинисты поездов метро и железной дороги, а также других критических объектов. Воздействие электромагнитных излучений на них, как сильное импульсное, так и слабое в течение длительного времени, вызывает деструктивные изменения в организме и приводит к неадекватным действиям, характеризуемым, как «человеческий фактор», на который списываются все аварии и катастрофы, вызванные воздействием неизвестных факторов.

Коварство воздействия электромагнитного излучения заключается в том, что последствия его обычно никак не проявляются в течение долгого времени, и человек, сам того не подозревая, продолжает подвергать себя его опасному воздействию. Оно вызывает уменьшение его адаптивных резервов, снижение иммунитета, работоспособности, увеличивает риск заболеваний. Во всех странах с каждым годом ужесточаются допустимые нормы воздействия электромагнитного излучения на специалистов и население. Особенно опасно действие электромагнитного поля на детей, подростков, беременных и лиц с ослабленным здоровьем. По утверждению врачей, в г. Москве около 60% школьников имеют нарушения здоровья, а 20% обречены на отсутствие репродуктивных функций в будущем. В рамках настоящей Подпрограммы будут разработаны новые материалы для защиты человека от электромагнитных излучений, что позволит снизить потери от болезней, преждевременного выхода на пенсию или смерти,  создать дополнительные рабочие места и увеличить налоговые отчисления в бюджет.

Из-за бесконтрольности в изготовлении и использовании мощных сверхширокополосных генераторов над  современным обществом нависла угроза электромагнитного терроризма – преднамеренного мощного электромагнитного воздействия на электронные средства. В последние годы резко возрос интерес к сверхширокополосной радиолокации и появились генераторы мощных электромагнитных импульсов. Интеграция элементной базы электронных систем и её быстродействие, привело к уменьшению уровней полезных сигналов и сделало данные системы уязвимыми для средств электромагнитного террора. Можно себе представить автомашину террористов с мощным генератором  сверхширокополосных электромагнитных излучений проезжающую по Москве, и по специально разработанному маршруту, на котором находятся крупные энергообъекты, водоснабжение, системы канализации, склады, холодильники, транспорт, связь, телецентр, радиовещание, банки. Все это мгновенно выходит из строя, но неизвестно когда восстановится, если восстановится вообще. Как правило, при этом возникает пожар, сопровождаемый хаосом и возможными, (т.к. системы сигнализации работать не будут) грабежами. А если таких автомашин с генераторами несколько, то возможно полное нарушение управления системами жизнеобеспечения и последствия такой атаки можно будет приравнять к высотному ядерному взрыву. Выход из строя какой-то одной городской структуры потянет за собой автоматически выход других, так, как они все взаимосвязаны. Электромагнитное излучение само по себе не приводит к человеческим жертвам, что может усугубить ситуацию: пропагандистские усилия террористов, которые стараются скрыть факт атаки, будут направлены на демонстрацию связи между наступившими тяжелыми последствиями и нераспорядительностью властей.

Специалисты, занимающиеся вопросами оценки стойкости радиоэлектронных систем к воздействию электромагнитных факторов и электромагнитной совместимостью, всегда могут найти в комплексе аппаратуры “слабое звено” и выбрать соответствующие технические средства электромагнитного излучения, поражающее радиоэлектронные средства бесконтактным путем – дистанционно. Воздействие электромагнитного терроризма заключается как раз в том, что создается мощный электронный импульс, влияющий на уязвимые элементы электронной аппаратуры разнообразного назначения (от компьютеров до систем связи, управления и охраны) с целью выведения ее из строя. В отличие от ядерного, химического, биологического терроризма электромагнитное воздействие не оставляет следов, не требует от террористов защиты и маскировки, может осуществляться тайно, анонимно по большому числу целей, дистанционно и с использованием мобильных средств, не оставляет никаких следов.

Одними из главных чувствительных целей для нападений террористов могут быть гражданские, или военные самолёты во время фаз взлёта и посадки. Причина состоит в том, что управление современных самолётов насыщено электроникой (авионикой), и в том, что многие операции, которые недавно совершались посредством механических передач, сегодня выполняются автоматически. Воздействия же, вызванные террористами, которые являются преднамеренными воздействиями, могут на практике исходить от источников снаружи самолёта, исключая атаки камикадзе. Объекты гражданского назначения не защищены от воздействий электромагнитного терроризма. Весьма вероятными становятся угрожающие стабильности государства атаки террористов не только на жизненно важные объекты, но и на жилые здания. В последнее время появились устройства большой мощности для генерирования сверхширокополосного импульсного излучения, имеющие размеры обычной папки. Исходя из зарубежного опыта, эти технологии беспрепятственно могут  использоваться террористами или криминалитетом. Проблема электромагнитного терроризма в нашей стране усугубляется тем, что в настоящее время генераторы сверхширокополосных электромагнитных излучений бесконтрольно производятся в РФ и Украине (в С.Петербурге, Томске, Харькове, Истре). Они продаются свободно и компоненты для их сборки также поступают из-за рубежа свободно и стоят сравнительно недорого, а выявление нарушений порядка изготовления и использования на территории РФ не производится.

Для снижения влияния  факторов природного, техногенного и намеренного характера необходимо проведение исследований и испытаний, выработка мер защиты и противодействия. Необходимо проведение экспертной оценки на стадии проектирования критически важных объектов, а в последующем их комплексные испытания. Особые опасения вызывает отсутствие централизованного контроля качества оборудования критических объектов. 

Для противодействия вредным факторам электромагнитного излучения необходимо создание эффективной системы мониторинга электромагнитной обстановки. Требуется проведение сплошного мониторинга электромагнитной обстановки в первую очередь вокруг критических объектов, в зонах жилой городской застройки, а также вокруг объектов образования и здравоохранения. Требуется разработать критерии оценки эффективности мероприятий по защите жителей города Москвы от различных видов электромагнитных излучений различных уровней и сформировать практические рекомендации. Вопросы электромагнитной экологической безопасности должны решаться комплексно, сочетая в себе научно-исследовательскую работу, сертификацию производственных, учебных, жилых помещений и предметов быта на электромагнитную безопасность с широкой просветительской программой «электромагнитного ликбеза» среди населения. Также необходимы пролонгированные программы разработки новых технологических материалов для строительства, одежды и предметов быта.

Мониторинг электромагнитного излучения производится для изучения наличия и степени интенсивности высокочастотных и низкочастотных электромагнитных излучений в зданиях, на территориях объектов, внутри транспортных средств. Помимо мониторинга критических объектов и городских территорий, производится мониторинг объектов образования, здравоохранения, транспорта и связи, жилищно-коммунального хозяйства.

При этом необходимо провести анализ мест наиболее сильно загрязняющих населенные пункты вредными факторами электромагнитного излучения, а также провести систематизацию полученных данных, выделить из них наиболее опасные для человека и на основании этой информации подготовить перечень мероприятий, способных снизить или свести к нулю вредное воздействие электромагнитного излучения на человека.

Необходимо в кратчайшие сроки создать электронные паспорта объектов и зданий, включающие данные об электромагнитной обстановке. Эта информация позволит оперативно определять факты изменения электромагнитной обстановки, ее «загрязнения», выявлять факты деструктивного воздействия, в том числе и целенаправленного, злонамеренного. С другой стороны информация об электромагнитной обстановке на территории города Москвы, позволяет с минимальным ущербом для жителей города, а также оборудования и приборов, размещать объекты сотовой связи и другие системы, работа которых сопровождается сильным электромагнитным излучением в окружающее пространство.

Целью проведения мониторинга электромагнитной обстановки является проведение обследования состояния электромагнитной обстановки на территории г. Москвы, исследований, направленных на разработку методов, позволяющих повысить эффективность контроля состояния ее жителей; качественно повысить уровень их защиты от электромагнитных излучений, определять эффект применения защитных средств, а также осуществлять своевременную разработку восстановительных мероприятий, направленных на предупреждение возникновения профессиональных заболеваний, что особенно актуально для повышения качества жизни в городе Москве.

В настоящее время автоматизированные системы мониторинга электромагнитной обстановки функционируют во многих странах мира. Основным направлением дальнейшего развития системы мониторинга,  является создание системы для получения полной текущей и интегральной информации о реальной электромагнитной обстановке в г. Москве.

В неоднородной среде городских территорий электромагнитная обстановка формируется сложным комплексом волновых процессов (быстрые замирания, дифракционные, волноводно-резонансные эффекты). Совместное использование высокоточных радиофизических методов прогнозирования электромагнитной обстановки с системами геопространственного моделирования (в первую очередь специализированных геоинформационных систем) позволяет выйти на принципиально новый уровень проведения объективной оценки электромагнитной обстановки.

Поскольку электромагнитное поле - один из самых биологически активных факторов, не имеющий, ни цвета, ни вкуса, ни запаха, то его присутствие и степень опасности для людей и технических систем можно определить только с помощью современных методов и средств в режиме постоянного мониторинга, который позволит создать карту электромагнитной обстановки в г. Москве. 

Мониторинг является основой для экологической оценки территорий со сложной трехмерной пространственной структурой, включающей большое количество потенциальных источников опасности. Только такой подход к проведению мониторинга обеспечит возможность прогноза электромагнитной обстановки в широком диапазоне частот, позволит выявить причины возникновения экопатогенных зон и оптимизировать экологическую обстановку. Это позволит предотвратить неблагоприятное воздействие электромагнитных излучений на население города Москвы, повысить качество его жизни, а также позволит увеличить помехозащищенность электронного оборудования. Помимо получения данных для снижения воздействия электромагнитных излучений на человека, мониторинг электромагнитной обстановки, а затем анализ и обобщение его результатов позволяют выработать рекомендации по ее улучшению и повышению уровня готовности к антитеррористической деятельности по противодействию деструктивным электромагнитным воздействиям, как по сетям, так и по эфиру.

Настоящая Подпрограмма начинается с проведения мониторинга электромагнитной обстановки на объектах образования, здравоохранения, транспорта, связи и жилищно-коммунального хозяйства и разработки датчиков и оборудования систем электромагнитной безопасности. Далее будут разработаны, изготовлены и смонтированы защитные средства, реализованы мероприятия по предотвращению несанкционированного деструктивного электромагнитного воздействия. Оснащение аэропорта городского подчинения «Внуково» и его инфраструктуры (а потом и других аэропортов московского авиаузла) системами электромагнитной безопасности позволит свести на нет угрозу природного, техногенного и любого несанкционированного электромагнитного воздействия, существенно снизит опасность аварий и катастроф. Эти открытые системы дадут возможность наращивать в будущем модули по мониторингу химической и биологической обстановки воздушной атмосферы, получать информацию и осуществлять распознавание в интересах силовых структур и МЧС.

Московский мегаполис сталкивается с необходимостью для улучшения качества жизни привести систему электромагнитной безопасности в соответствие технологическому прорыву в части электромагнитного «загрязнения» и снизить угрозу электромагнитного терроризма. Электромагнитная обстановка- это новый, не рассматриваемый ранее элемент качества биосферы, элемент ее энергетики. В настоящее время ее воздействие на человека усиливается в связи с бурным развитием научно-технического прогресса. Особенно остро негативные проявления ее воздействия ощутимы в местах повышенной концентрации людей и техники- в крупных городах. Ее необходимо учитывать наряду с другими элементами качества биосферы, характеризующими качество природной среды, такими как качество воды, воздуха, почвы, растительного и животного мира.  Предлагаемая Подпрограмма дает возможность улучшить качество жизни, являющееся базисом, отвечающим современным задачам экономического и индустриального развития города,  повысить степень гармонизации и единства с природной средой. Реализация Подпрограммы позволит в рамках территориального образования на натурной модели отработать способы анализа электромагнитной обстановки и выработать меры защиты и противодействия ее ухудшению. Для решения этих задач город обладает объектами для отработки эффективных решений, научными и производственными силами. Поэтому предлагается результаты этой работы в 2012-2014 годах силами коллектива, сложившегося в процессе реализации предлагаемой к реализации Программы, совместно с федеральными органами внедрить в ходе подготовки объектов и города Сочи к проведению Олимпиады. Аналогичные работы могут быть выполнены для выполнения региональных Программ.

Электромагнитная безопасность опосредованно, через косвенные факторы оказывает непосредственное влияние на экономическое, социальное, культурное и здоровое развитие общества. Она обеспечивает стратегическую безопасность такого крупного мегаполиса как город Москва и всей страны в целом. Это связано с ее непосредственным влиянием на критические объекты (атомные реакторы, хранилища, арсеналы, химические производства, объекты энергетики, жизнеобеспечения и т.п.).

Позитивным моментом и особенностью является быстрая отдача вложенных средств за счет многофакторности (экономический эффект возникает за счет многих позиций) и низкой материалоемкости. Высокая мобильность высокотехнологичного производства позволяет мобильно осуществлять адаптацию выпускаемых компонентов и систем безопасности к изменяющимся условиям электромагнитного воздействия, в том числе и намеренного деструктивного характера. Товарооборот в московской промышленности, производящей эти изделия может быть изначально рассчитан на условия внедрения систем электромагнитной безопасности в рамках критических объектов всей страны, а затем и других промышленных и гражданских объектов. Большой удельный вес унифицированной, однотипной продукции, снижает объем складских затрат и обеспечивает быстрый возврат денежных средств, что позволяет эффективно использовать заемные и субсидированные средства.      В городе Москве в настоящее время работает около 50 крупных и средних организаций  радиоэлектронной промышленности, которые могут обеспечивать производственную деятельность по созданию систем электромагнитной безопасности; а также 6 отраслевых научно-исследовательских институтов, сохранивших свой научный и  кадровый потенциал. Общая численность работающих составляет  35 тыс.человек. Кроме того, по данным Мосгорстата города  Москвы зарегистрированы около 300 предприятий малого бизнеса, которые  работают в сфере радиоэлектронной промышленности  с численностью работающих около 30,0 тыс.человек. 

По данным специалистов Министерства промышленности и торговли РФ  за 2010 год  на российском рынке радиоэлектронной промышленности  лишь около 10% пришлось на долю отечественных производителей, на официальный импорт 20 % , остальные 70% составляют товары теневого производства или  ввезенные нелегально на территорию России, в основном китайского, турецкого, украинского, немецкого производства.

В условиях жестокой конкуренции перед предприятиями стоит задача выпуска конкурентоспособных, импортозамещающих товаров, удовлетворяющих не только в ассортиментном и качеством, но и в ценовом плане,  рационального использования и разработки новых технологических процессов и корректировки имеющихся, модернизации оборудования по различным технологическим переходам, разработки современных конструктивных решений и т.д.

Таким образом , эта Подпрограмма по разработке и внедрению инновационных технологий электромагнитной безопасности на предприятиях и организациях г. Москвы станет точкой роста экономики города и локомотивом в разработке и активном использовании новейших научно-технических достижений по всем направлениям научно-технического прогресса, который приведет к созданию дополнительно рабочих мест в инновационной высокотехнологичной области радиоэлектроники и электрооборудования в г. Москве. Широкое привлечение к выполнению работы ВУЗов и колледжей, позволит в рамках выполнения учебно-научно-производственной деятельности эффективно формировать кадры для новых рабочих мест. Параллельное создание системы непрерывного образования и переподготовки в области электробезопасности, электромагнитной и информационной безопасности позволит трудоустроить увольняемых в запас сотрудников МО и МВД и направить их на работу по монтажу и эксплуатации систем электро и электромагнитной безопасности и мониторингу.

В настоящее время в городе Москве система оценки электромагнитной обстановки отсутствует. Это не позволяет определять ее изменение и выявлять случаи деструктивного электромагнитного воздействия различной природы.

Реализация программных мероприятий позволит повысить:

- оперативность принятия решений в случаях деструктивного электромагнитного воздействия различной природы;

- оперативность информирования соответствующих структур в случаях деструктивного электромагнитного воздействия различной природы;

- уровень подготовки и переподготовки специалистов в области электромагнитной безопасности;

- эффективность работы системы мониторинга электромагнитной обстановки;

- степень защищенности объектов г. Москвы от деструктивного электромагнитного воздействия.

 

2. Приоритеты и цели городской политики по предупреждению  чрезвычайных ситуаций, возникающих в результате воздействия электромагнитных излучений

Системы обеспечения безопасности отражают способность городского сообщества защищать себя и условия жизни в городе, преодолевать угрожающие состояния и управлять рисками в рамках своей жизнедеятельности. Основой разработки обоснованных прогнозов угроз по возможным местам и времени их возникновения, а также организации профилактической работы по предупреждению этих ситуаций, оперативной деятельности по их ликвидации и ограничению тяжелых последствий должны стать карты распределения рисков по территории города Москвы и каждого из районов. Эти карты формируются на основе материалов текущего мониторинга.

Москва относится к городам со средней степенью техногенной опасности. На ее территории расположены более ста критических - потенциально опасных объектов: радиационно-опасных, химически  и биологически опасных, взрывопожароопасных. Наибольшую опасность представляют пожары и возможные аварии в ряде институтов Российской академии наук (органической химии, неорганической химии, катализа, цитологии и генетики, ядерной физики), научных организаций, ведущих разработки в области вирусологии и биотехнологий, на некоторых промышленных предприятиях. Зоной повышенной опасности является и пересекающие город железные дороги, по которым нередко идут перевозки опасных грузов. Опасность представляют сдерживающие огромные массы воды водохранилища, выработавшие срок эксплуатации изношенные шлюзы и другие гидротехнические объекты.

Пожары в жилой застройке и на промышленных объектах, а также аварии на магистральных трубопроводах и коммунально-энергетических сетях - наиболее распространенные виды чрезвычайных происшествий в городе. Наиболее опасными могут стать аварии с выбросом радиоактивных веществ, а также пожары и аварии с выбросом опасных химических или биологических веществ. Существенную опасность представляют резервуары хранения сжиженного газа на газо-накопительных станциях, а также холодильное хозяйство крупных пищеперерабатывающих и хладокомбинатов, работающих на аммиаке. Очаги поражения сильно действующими ядовитыми веществами могут возникнуть на площади  нескольких кв. км, с населением насчитывающим сотни тысяч человек.

Раньше экологические риски не учитывались, в результате чего вредные для здоровья людей промышленные предприятия оказались расположенными в городе. Это предопределило наличие неконтролируемых электромагнитных полей. Масштабы электромагнитного загрязнения среды городов стали столь существенны, что ВОЗ включила эту проблему в число наиболее актуальных для человечества. За последние годы резко увеличилось количество разнообразных источников электромагнитных полей во вceм частотном диапазоне, вплоть до десятков ГГц. Это системы сотовой связи, большое количество систем мобильной радиосвязи, станций спутниковой связи, радары ГАИ, телеканалы и десятки радиовещательных станций, нагревательные элементы и приборы с микроволновым и инфракрасным излучением, терминалы и компьютеры и другие технические системы.

Наибольшую мощность излучения имеют радиолокаторы аэропортов это сотни кВт, передающие радиоцентры суммарная мощность излучения которых при одновременной работе всех передатчиков может достигать нескольких тысяч кВт. По степени опасности передающие радиотехнические средства с учетом рабочей частоты электромагнитного излучения располагаются в следующем порядке: радиолокационные средства (СВЧ), станции мобильной связи, радиотелефонные станции, средства спутниковой связи, передающие радиоцентры (ВЧ-УВЧ).

При разработке систем электромагнитной безопасности в городе Москве необходимо учитывать воздействие на человека мощнейших сверхширокополосных излучений в подвижном составе электротранспорта (метро, электричка, трамвай, троллейбус), вызванных, так называемым «дребезгом контактов» в токоприемниках.  В городе также находятся предприятия оборонного комплекса, а создание новых видов оружия, вооружения и военной техники, не оказывающих воздействия на окружающую среду принципиально невозможно. Такие работы должны проводиться под соответствующим контролем и места их разработки и испытаний даже на стадии создания макетов должны выноситься из жилой застройки.

Для обеспечения экологической безопасности требуется снизить степень облучение населения города Москвы электромагнитным излучением, предусмотрев в ней зонирование территории города по степени опасности, создание стандартов по проведению инженерных изысканий, проектированию систем защиты, созданию новых эффективных материалов для защиты от электромагнитного излучения в жилых и общественных зданиях, на транспорте и т.д.

При разработке мер защиты особое внимание должно уделяться защите аэропорта «Внуково» (пилотный проект). Это связано с тем, что единственной областью прямого применения международных стандартов и прямого контроля их безусловного соблюдения является гражданская авиация. Члены Международной организации гражданской авиации (ИКАО) , куда входит и РФ, обязаны обеспечивать все необходимые условия для повышения безопасности полетов. 26 января 2011 г. в совместном заявлении европейского и мирового международных советов аэропортов было отмечено, что «террористическая атака» в Домодедово в очередной раз демонстрирует ограничение текущего режима авиационной безопасности, авиация продолжает сталкиваться с постоянно развивающейся и динамичной террористической угрозой.  Самолеты особенно уязвимы при взлете и посадке, поэтому необходимо проводить мониторинг электромагнитной обстановки в районе инфраструктуры аэропорта и разрабатывать системы его электромагнитной безопасности. В противном случае аэропорты и их инфраструктура не будут отвечать требованиям ИКАО, а соответственно все инциденты, аварии и катастрофы будут списываться на это их несоответствие, что приведет введению ограничений на полеты. В ближайшее время международные авиационные организации начинают проведение широкомасштабной аудиторской проверки аэропортов и их инфраструктуры на предмет соответствия возросшим требованиям безопасности. В настоящее время ряд стран, в том числе несколько стран СНГ, уже занесен в черный список в результате несоответствия их объектов этим требованиям безопасности.    

Существенной особенностью Подпрограммы должна явиться параллельная разработка новых и внедрение ранее выполненных разработок, что должно дать возможность в первый же год получить практический результат: снизить количества аварий и пожаров и  повысить степень защиты от электромагнитного террора, улучшить качество жизни москвичей. При таком подходе Подпрограмма станет точкой роста экономики города и локомотивом в разработке и активном использовании новейших достижений научно-технического прогресса. Она должна обеспечить внедрение импортозамещающей продукции  инновационной высокотехнологичной радиоэлектроники и создать дополнительные рабочие мест в г. Москве. Широкое привлечение к выполнению работы ВУЗов и средних профессиональных учебных заведений должно позволить в рамках выполнения учебно-научно-производственной деятельности эффективно формировать кадры для новых рабочих мест.

         Главная цель подпрограммы

Главная цель подпрограммы -  обеспечение электромагнитной безопасности предприятий, организаций и жителей города Москвы на  основе внедрения прогрессивных технологий

Задачи подпрограммы:

- создание  системы мониторинга, прогнозирования и предупреждения чрезвычайных ситуаций в городе Москве, вызванных электромагнитным излучением природного, техногенного и террористического характера;

- создание комплексной системы   прогнозирования   нарушений  функционирования технических систем и оборудования в городе Москве в результате деструктивных электромагнитных излучений;  

- обеспечение устойчивого эффективного инновационного          развития предприятий Москвы с учетом электрической, электромагнитной, информационной безопасности и совместимости;

- внедрение на промышленных предприятиях оборудования для противодействия электромагнитному терроризму;

- внедрение мер защиты населения от электромагнитного излучения;

- выработка предложений по технологической модернизации производств с учетом электромагнитной совместимости и электромагнитной безопасности;

- создание новых технологий электромагнитной безопасности для защиты жилых, административно и культурно-бытовых зданий, инженерных объектов;

- создание новых технологий электромагнитной совместимости и электромагнитной безопасности для защиты реанимационного и критически важного оборудования, пациентов и персонала лечебных заведений;

- создание новых технологий электромагнитной безопасности и оборудования для защиты объектов транспорта и его инфраструктуры от воздействия деструктивного электромагнитного излучения;

- разработка и внедрение мер по повышению электромагнитной безопасности учебных заведений с целью сохранения здоровья учащихся и сотрудников;

- внедрение новых средств защиты электросетей от перенапряжений с учетом электромагнитной безопасности и снижение опасности аварий и пожаров;

- ежегодная минимизация ущерба предприятиям, организациям и жителям города Москвы, причиненного в результате деструктивного воздействия электромагнитного излучения;

    - подготовка, переподготовка, повышение квалификации кадров для работы в области электрической, электромагнитной, информационной безопасности и совместимости на предприятиях и организациях г. Москвы;

   - сохранение и создание новых рабочих мест на промышленных предприятиях.

Эффективность и результативность подпрограммы оценивается на основании ряда основных количественных показателей, в том числе:

    - уменьшения количества чрезвычайных ситуаций, вызванных деструктивным электромагнитным излучением;

     - сокращения количества пожаров, вызванных деструктивным электромагнитным излучением, снижения тяжести их последствий.

В результате реализации подпрограммы будут достигнуты следующие показатели:

- формирование системы мониторинга электромагнитной обстановки в г. Москве;

- оснащение ситуационного центра в городе Москве современными системами оценки состояния электромагнитной обстановки;                                                                                                                              

- обеспечение критических объектов г. Москвы системами электромагнитной безопасности;

- подготовка и переподготовка специалистов в области электромагнитной безопасности - ежегодно до 10 тысяч человек;                                                                                                                                                                                       

Выполнение подпрограммы в полном объеме позволит:

- обеспечить повышение уровня безопасности населения, снижение уровня аварийности на объектах инфраструктуры г. Москвы, материальных потерь для экономики города, вызванных деструктивным электромагнитным воздействием;                                                                                                                                                               

Подпрограмма рассчитана на пять лет с 2012 по 2016 годы, ее выполнение предусмотрено без разделения на этапы и включает постоянную реализацию планируемых мероприятий.

 

3. Характеристика и краткое описание мероприятий подпрограммы

Для решения проблем электромагнитной безопасности в рамках Подпрограммы будет реализовываться комплекс работ по противодействию деструктивному электромагнитному излучению. 50 проектов Подпрограммы объединены в 7 разделов. Основой разработки прогнозов угроз, организации профилактической работы по предупреждению, оперативной деятельности по их ликвидации и ограничению тяжелых последствий должны стать карты распределения рисков по территории города. Эти карты формируются на основе материалов текущего мониторинга электромагнитной обстановки.

В подпрограмму включены мероприятия, направленные на:

- мониторинг городских территорий, объектов и отдельных зданий; 

- создание инновационных технологий ЭМБ для городского хозяйства, в том числе для мобильного мониторинга ;

- создание инновационных технологий ЭМБ производственных кластеров критического и стратегического назначения;

- разработка электронных паспортов объектов и банка данных об электромагнитной обстановке;

- разработка и внедрение технологии производства комплектующих и систем электромагнитной безопасности;

- обеспечение инфраструктуры городского хозяйства   системами мониторинга и электромагнитной безопасности;

 - подготовка кадров для разработки, изготовления, монтажа и обслуживания систем электромагнитной безопасности, проведения мониторинга электромагнитной обстановки.

 

4. Характеристика мер государственного регулирования

Государственное правовое регулирование в области защиты населения  и объектов города Москвы от аварий и катастроф, вызванных деструктивным электромагнитным излучением природного, техногенного и террористического характера, обеспечивается нормативно-правовыми актами Российской Федерации и города Москвы, в том числе:

1. Федеральный закон от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»;

2. Федеральный закон от 12.02.1998 № 28-ФЗ «О гражданской обороне»;

3. Указ Президента РФ от 15.02.2011 № 195 «О некоторых вопросах МЧС России»;

4. Указ Президента РФ от 28.12.2010 № 1632 «О совершенствовании системы обеспечения вызова экстренных оперативных служб на территории РФ»;

5. Закон города Москвы от 05.11.1997 № 46 «О защите населения и территорий города от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

6. Постановление Правительства Москвы от 20.09.2005 № 715-ПП «Об утверждении Положения о Московской городской территориальной подсистеме единой государственной системы предупреждения и   ликвидации чрезвычайных ситуаций»;

7. Постановление Правительства Москвы от 15.05.2007 № 374-ПП «О мерах по совершенствованию координации органов  исполнительной власти города Москвы и организаций в чрезвычайных ситуациях»;

1.    Постановление Правительства Москвы от 18.03.2008 № 182-ПП «Об утверждении Положения об организации и ведении гражданской обороны в городе Москве»;

2.     Постановление Правительства Москвы от 19.05.2009 № 447-ПП «Об организации оповещения населения города Москвы о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени», иные нормативные правовые акты Российской Федерации и города Москвы.

 Для достижения целей подпрограммы  требуется принятие дополнительных мер правового регулирования в части внесения изменений в закон «Об оружии», разработки новых, переработки и гармонизации существующих нормативно-правовых документов в области силового электромагнитного воздействия.

Для достижения целей подпрограммы  использование налоговых, тарифных, кредитных, иных инструментов, а также предоставление субсидий юридическим лицам не предусмотрено.

 

5. Прогноз сводных показателей государственных заданий в рамках подпрограммы

Оказание государственными учреждениями города Москвы государственных услуг (работ) в рамках  подпрограммы не проводится.

 

 6. Информация об участии государственных унитарных предприятий, акционерных обществ с участием города Москвы, общественных, научных и иных организаций

В реализации подпрограммы принимают участие: ОАО «НИИВК им. Карцева», ФГУП «Электрон», ФГУП «ВНИИОФИ», 12 НИИ МО, ОАО «НИИ СуперЭВМ», ООО «НИЦЭМБС», ООО «Экотех-2000», ОАО «НТЦ «Безопасность», ООО «3D-Team», ФГУЗ «ЦГЭ», ОАО «Оборонтест»,  НИУ МАИ, НИУ “МИЭТ”, ГОУ ВПО МИЭМ, ГОУ СПО ПК №31, ГОУ СПО №54, РГ «Риск и безопасность» при Президенте РАН , Общественный совет города Москвы.

 

7. Обоснование финансовых ресурсов, необходимых для реализации подпрограммы

Финансирование подпрограммы осуществляется из бюджета города Москвы в пределах средств, выделяемых ответственному исполнителю и исполнителям программных мероприятий, в том числе в рамках  Адресной инвестиционной программы города Москвы.

Общий объем финансирования подпрограммы составляет 880 688,56 тыс. рублей.

Объем финансирования мероприятий подпрограммы из бюджета города Москвы в 2012 - 2016 годах составляет  880 688,50 тыс. рублей, в том числе:

2012 –159 880,52 тыс. рублей;

2013 –247 679,53 тыс. рублей;

2014 –173127,57 тыс. рублей;

2015 –151 400,43 тыс. рублей;

2016 –148 600,51 тыс. рублей.

Ресурсное обеспечение мероприятий подпрограммы за счет собственных средств организаций ежегодно определяется исполнителями.           

 

 8. Анализ рисков реализации подпрограммы

На решение задач и достижение целей подпрограммы могут оказать влияние следующие риски:

Внутренние риски:

1.Неэффективность организации и управления процессом реализации положений программных мероприятий;

2. Низкая эффективность использования бюджетных и внебюджетных средств;

3.Необоснованное перераспределение средств, определенных подпрограммой в ходе ее исполнения;

4. Недостаточность профессиональных кадров среднего и высшего звена, необходимых для эффективной реализации мероприятий подпрограммы;

5. Отсутствие или недостаточность межведомственной координации в ходе реализации подпрограммы.

Управление рисками:

1. Разработка и внедрение эффективной системы контроля реализации подпрограммных положений и мероприятий, а также эффективности использования бюджетных средств, проведение регулярной оценки результативности и эффективности реализации подпрограммы с привлечением независимых экспертов-  за счет формирования на базе Рабочей группы «Риск и безопасность» при Президенте РАН Научно-технического и координационного совета по реализации Подпрограммы «Обеспечение электромагнитной безопасности предприятий, организаций и жителей города Москвы на основе внедрения прогрессивных технологий»;

2.Проведение подготовки и переподготовки кадров;

3. Осуществление процесса информирования ответственных исполнителей по отдельным мероприятиям подпрограммы с учетом допустимого уровня риска, а также разработка соответствующих регламентов и мер по контролю межведомственной координации в ходе реализации подпрограммы.

Внешние риски:

1.    Финансовые риски, связанные с недостаточным уровнем бюджетного финансирования подпрограммы, вызванные различными причинами, в т.ч. возникновением бюджетного дефицита

2.    Риски природных и техногенных аварий и катастроф. В период реализации подпрограммы возможно возникновение аварий на отдельных предприятиях, негативных и опасных процессов и явлений природного характера.

 

Управление рисками:

1.  Проведение комплексного анализа внешней и внутренней среды исполнения подпрограммы с дальнейшим пересмотром критериев оценки и отбора мероприятий подпрограммы;

2. Оперативное реагирование и внесение изменений в подпрограмму, снижающие воздействие негативных факторов на выполнение целевых показателей подпрограммы.

 

Председатель Комиссии

по вопросам развития научного                                                       С.Н. Дацко

и интеллектуального потенциала столицы

 

Проект государственной подпрограммы

«Обеспечение химической безопасности Москвы»

 

Характеристики текущего состояние в Москве.

1. На стационарных химически опасных объектах (ХОО, более 40) технологические системы полностью (в отдельных случаях – многократно) выслужили основные ресурсы эксплуатации. Ускоренное старение оборудования повсеместно продолжается.

2. Практически все санитарно-защитные зоны ХОО оказались застроенными жилыми, общественными зданиями и сооружениями, персонал и посетители которых в случае аварии на ХОО, как правило, не защищены.

3. В ходе паспортизации ХОО, административных округов и муниципальных районной, произведенной в 2004-2005 г.г. в части определения опасности от аммиака и хлора были использованы 14 различных методик, большинство из которых уменьшает реальную опасность поражения людей при авариях в 5-10 раз, вследствие чего расчетная безопасность ХОО была фактически увеличена в разы без проведения каких-либо мер по повышению безопасности. В этих условиях создать паспорт безопасности города в целом оказалось невозможным, и он до сих пор не создан.

4. Особо большую опасность представляют перевозки по городу хлора в ж.д. цистернах емкостью 56 тонн и аммиака в автомобильных цистернах емкостью 6 тонн, производящимися без необходимого прикрытия, сопровождения, обеспечения средствами оповещения о ЧС и локализации аварии. В этих условиях количество пострадавших при ЧС может измеряться от десятков до десятков тысяч человек.

5. Обеспечение средствами индивидуальной защиты населения и персонала предприятий, находящихся внутри санитарно-защитных зон и зон поражения при возможных авариях транспортных ХОО практически отсутствует.

В целом ситуация, связанная с ХБМ не имеет аналогов в мировой практике и остро нуждается в специальных мерах по защите населения и персонала предприятий, ранее предусматривавшихся городской программой ХБМ, а в настоящее время практически полностью отсутствующих. Это  ставит под сомнение правомочность названия новой программы «Безопасный город».

Целевые индикаторы и показатели подпрограммы:

1. Восстановление на 2011-2016 гг. городской программы «Химическая безопасность Москвы» с  разработкой и утверждением в ее составе Концепции и Закона о химической безопасности Москвы.

2. Проведение очередного (после 2004-2005гг) комплексного обследования всех ХОО Москвы.

3. Разработка и утверждение паспорта безопасности Москвы (на сегодня отсутствует) и корректировка всех остальных паспортов безопасности (ХОО, муниципальных районов, административных округов), выполненных с выявленными на сегодня ошибками в 2005-2006 гг. и остро нуждающихся в корректировке.

4. Нормативное, конструктивное и организационное решение перемещений по городу транспортных ХОО (ж.д. цистерна  56 тонн с хлором и автомобильная цистерна 6 тонн с аммиаком).

5. Разработка и создание прогнозно-аналитической системы для управления промышленными рисками на ХОО Москвы.

6. Разработка и создание альтернативного химически безопасного оборудования и систем холодоснабжения, а также других безопасных технологических и иных систем.

7. Другие работы из числа предполагаемых к разработке в составе в ГП ХБМ.

 

Общая стоимость работ на период с 2012 по 2016 гг ориентировочно оценивается в 1522100 тыс. рублей, в том числе – городской бюджет (включая льготные кредиты) 1482100     тыс.рублей, затраты юридических лиц (в таблице 7.1., с индексом ю.л.) 40000 тыс. рублей.

 

 Соисполнители подпрограммы:

- АНО «Ассоциацией «Содействие защите населения» совместно с организациями

- ООО «Центр экстремальных ситуаций» (ЦИЭКС»;

- ОАО «Научно-производственное объединение «ИНКРАМ»;

- ООО «Гипрохолод»;

- ОАО «Институт «Энергосетьпроект»;

- Общественный совет города Москвы.

 

Ресурсное обеспечение и прогнозная оценка расходов на реализацию подпрограммы.

 

Статус

Наименование государственной программы, подпрограммы государственной программы, ведомственной целевой программы, мероприятий

Городские заказчики Ответственный исполнитель, соисполнители

Оценка расходов (тыс. руб.), годы

2011 год

2012 год

2013 год

2014 год

2015 год

2016 год

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Подпрограмма

Химическая безопасность Москвы

Всего

 

 

 

 

 

 

Бюджет города Москвы

 

 

 

 

 

 

Юридические лица, всего:                                             В том числе:

 

 

 

 

 

 

Федеральный бюджет

 

 

 

 

 

 

1.

Комплексное обследование Химически опасных объектов (ХОО) Москвы.

УГЗ, ГУ МЧС, ДНИПП                      Комиссия с участием НИИ и специал. организаций

_

 

 

 

 

 

1.1

ХОО с амиаком и хлором.

УГЗ, ГУ МЧС, ДНИПП                      Комиссия с участием НИИ и специал. организаций

_

2 500,00

500,00

_

_

_

1.2

ХОО с другими аварино химически опасными веществами (АХОВ).

УГЗ, ГУ МЧС, ДНИПП                      Комиссия с участием НИИ и специал. организаций

_

500,00

1 500,00

_

_

_

1.3

Анализ состояния ХОО Москвы и предложения по обеспечению их безопасности.

УГЗ, ГУ МЧС                      АНО "АСЗН", ООО "ЦИЭКС", ОАО "ИНКРАМ", ООО "Гипрохолод"

_

_

1 000,00

_

_

_

1.4

Разработка и утверждение распоредительного документа Правительства Москвы по обследованию ХОО Москвы и разработке паспортов безопасности.

УГЗ, ГУ МЧС, ДРБ                      АНО "АСЗН", ООО "ЦИЭКС", ОАО "ИНКРАМ", ООО "Гипрохолод"

300,00

_

_

_

_

_

2.

Разработка и утверждение Паспорта безопасности (ПБ) Москвы.

ДРБ, УГЗ, ГУ МЧС                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", кооперация орагнизаций

_

 

 

 

 

 

2.1

Разработка первой редакции ПБ         г. Москвы в целом и окончательной редакции.

ДРБ, УГЗ, ГУ МЧС                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", кооперация орагнизаций

_

7 000,00

3 000,00

_

_

3 000,00

2.2

Коректировка ПБ административных округов  Москвы.

ДРБ, УГЗ, ГУ МЧС                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", кооперация орагнизаций

_

_

3 000,00

5 000,00

_

_

2.3

Коректировка ПБ муниципальных районов Москвы.

ДРБ, УГЗ, ГУ МЧС                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", кооперация орагнизаций

_

_

3 000,00

4 000,00

3 600,00

_

2.4

Коректировка ПБ ХОО, разработка планов повышения безопасности ХОО.

ДРБ, УГЗ, ГУ МЧС                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", кооперация орагнизаций

_

5 000,00

5 000,00

4 000,00

_

_

2.5

Реализация планов повышения ХОО (кроме п.   ) - средства юр.лиц

ДРБ, УГЗ, ГУ МЧС, ГУ МВД                      ХОО

_

_

15 000,00

15 000,00

15 000,00

15 000,00

2.6

Разработка и утверждение единой нормативной базы  безопасности для Москвы.

ДРБ, ДТ, УГЗ, ГУ МЧС                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", ОАО "ИНКРАМ"

500,00

300,00

_

_

_

_

3.

Повышение безопасности транспортных ХОО по г. Москве.

ДРБ, ДТ, УГЗ, ГУ МВД, МЖД                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", ОАО "ИНКРАМ"

 

 

 

 

 

 

3.1

Разработка нормативного документа по обеспечению безопасности при железнодорожных и автомобильных перевозках АХОВ

ДРБ, ДТ, УГЗ, ГУ МВД, МЖД                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", ОАО "ИНКРАМ"

_

1 500,00

_

_

_

_

3.2.

Создание системы сопровождения, прикрытия и ликвидации ЧС при ж.д. перевозках хлора.

ДРБ, ДТ, УГЗ, ГУ МВД, МЖД                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", ОАО "ИНКРАМ"

_

_

5 000,00

3 000,00

_

_

3.3.

Создание системы сопровождения, прикрытия и ликвидации ЧС при автоперевозки аммиака в авт. цистерне

ДРБ, ДТ, УГЗ, ГУ МВД, МЖД                      ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", ОАО "ИНКРАМ"

_

_

3 000,00

1 500,00

_

_

4.

Создание системы автоматизированного мониторинга химической опасности.

ДРБ,   ГУ МЧС, УГЗ                     ООО "ЦИЭКС",  ОАО "ИНКРАМ", АНО "АСЗН"

_

7 000,00

7 000,00

_

_

_

4.1.

Доукомплектование всех ХОО Москвы систкмами АСКАВ (ю.лица).

ДРБ,  ГУ МЧС, УГЗ, РТР                      ХОО, ОАО "ИНКРАМ"

_

4 000,00

4 000,00

4 000,00

4 000,00

4 000,00

4.2.

Дооснащение пунктов управления авариными ситуациями на уровнях города и административных округов Москвы.

ДРБ,  ГУ МЧС, УГЗ                      ООО "ЦИЭКС", ОАО "ИНКРАМ

_

1 500,00

1 500,00

1 500,00

1 500,00

1 500,00

4.3.

Разработка и создание управления ХБ на уровнях муниципальных районов.

ДРБ,  ГУ МЧС, УГЗ                      ООО "ЦИЭКС", ОАО "ИНКРАМ

_

2 400,00

2 400,00

2 400,00

2 400,00

2 400,00

4.4.

Разработка и создание системы реагирования на химические ЧС на воздухозаборных устройствах метрополитена.

ДРБ,  УГЗ, ГУ МЧС, Мосметр                      АНО "АСЗН",ООО "ЦИЭКС",  метротранс, ОАО "ИНКРАМ"

_

2 000,00

2 000,00

2 000,00

2 000,00

2 000,00

4.5.

Разработка и проведение спецмероприятий на объектах и территориях, расположенных внутри застроенных санитарно-защитных зон ХОО.

ДРБ,  УГЗ, ГУ МЧС, ГУ МВД, Административные округа                              Мун.районы, ХОО, АНО "АСЗН",ООО "ЦИЭКС", ДЭЗ

_

3 000,00

3 000,00

3 000,00

3 000,00

3 000,00

4.6.

Разработка системы и обеспечение средствами индивилуальной защиты (СИЗ) персонала предприятий и населения, находящихся в химически опасных районах

ДРБ,  УГЗ, ГУ МЧС, ГУ МВД, Административные округа                              Регион, ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН"

_

10 000,00

10 000,00

10 000,00

10 000,00

10 000,00

4.7.

Разработка и внедрение комплексных компьюторных программ взаимодействия участников ликвидации ЧС (ХОО, МВД, МЧС, неотложная медицина и др.)

ДРБ,  УГЗ, ГУ МЧС, ГУ МВД, Деп.Здрав.                               ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН"

_

1 500,00

2 500,00

_

_

_

5.

Разработка и создание альтернативного химчески безопасного оборудования и системы реагирования на возможные химические ЧС.

ДРБ, УГЗ, ДНППиП           ООО "ЦИЭКС", АНО "АСЗН", ООО "Гипрохолод", ОАО "ИНКРАМ", ОАО "Энергосетьпроект"

 

 

 

 

 

 

5.1.

Ускорение перевода водопроводных станций Москвы с хлора на гипохлорит

По отдельному плану

 

 

 

 

 

 

5.2.

Пилотный проект №1 по переводу головного хладокомбината Москвы на безопасную систему с дозированной заправкой аммиаком.

ДРБ, УГЗ, ДНППиП           АНО "АСЗН", ООО "Гипрохолод", Хладокомбинат №24

_

_

150 000,00

150 000,00

150 000,00

150 000,00

5.3.

Пилотный проект №2 по созданию холодильного центра на территории ГРП с использованием энергии декомпрессии природног газа.

ДРБ,  ДНППиП,                     Мос ЗАО Рыбхоз, ООО "Гипрохолод", АНО "АСЗН"

_

_

105 000,00

115 000,00

120 000,00

150 000,00

6.

Другие работы из числа разрабатываемых в составе ГП ХБМ

ДРБ, УГЗ, ДНППиП           Кооперация исполнителей"

_

10 000,00

15 000,00

20 000,00

25 000,00

30 000,00

 

 

Председатель Комиссии

по вопросам развития научного                                                       С.Н. Дацко

и интеллектуального потенциала столицы